Сегодня мы говорим о том, почему славянские народы поклонялись деревьям и какими магическими свойствами их наделяли.
Почему славяне считали деревья священными
Живая природа, рощи и леса священны для славян и считаются местом силы. Особенной силой, как считалось, обладают самые старые деревья. Больные люди даже могли пролезать сквозь разветвления ствола, чтобы избавиться от болезней. Для древних славян по-настоящему правдивым можно назвать выражение «Природа — мой храм».
Какие деревья почитали славяне согласно преданьям
Ниже ты найдешь подборку священных деревьев, которые славяне ценили больше всего.
1. Дуб или «перуново дерево»
Дуб славяне также называли перуновым деревом в честь главенствующего бога-громовержца Перуна, с которым, считалось, он тесно связан тонкими и незримыми нитями. Именно из дубового массива вытесывали идолов и только дубовые бревна использовали для поддержания огня в священном капище.
Считалось, что священный дуб способен спасти поля от бурь, оберегая окрестные поля от града, бурь и других бедствий. С богом-громовержцем дуб связан совсем не случайно: считается, что молния притягивается, в первую очередь, к дубу, поэтому прятаться под ним от дождя может быть опасно, вот почему дубы было запрещено выращивать рядом с домами.
Дуб и его озеленение после зимней спячки ассоциируется с весенними грозами, свежестью и новой жизнью. У корней этого дерева, по поверьям, живут девы, которые насылают «вещие знания». Нередко старцы предсказывали будущее, прислушиваясь к шуму кроны листьев дуба.
2. Береза-«веселка»
Березу в прошлом довольно часто называли «веселкой» — это дерево ассоциировалось у славян с весельем и радостью. Посмотришь на березу и жить сразу становится легче и радостнее. И действительно, береза — это одно из самых красивых деревьев, среди тех, что традиционно связывают с женским началом.
В преданиях береза противопоставляется дубу. Если дуб — это мужское начало, то береза — истинно женское, особенно покровительствующая молодым девушкам. Нередко славяне называли березу «веселкой» — веселым, радующим сердце и душу деревом. В древности его очень любили и сажали рядом с домом как оберег, при пополнении в семье и для защиты от любых невзгод.
Береза ассоциировалась со счастьем и удачей — без веток березы не обходился ни один весенний праздник, а еще их втыкали в землю после посевной, чтобы получить хороший урожай. Это дерево довольно часто использовали для «березовой магии».
Бересту — верхний слой коры — использовали для того, чтобы прикрепить послание лешему, которого просили вернуть сбежавшее со скотного двора животное, оказать помощь в охоте и помочь не заблудиться девушкам, которые пошли в лес по ягоды.
3. Липа
Липа — это дерево богини Лады, отвечающей за любовь, красоту и благополучие. С богиней Липу связывали славянские легенды и приметы. Поскольку липа считалась священной, ее ветки нередко запрещалось ломать.
Некоторые исследователи славянской мифологии считают, что богиня Лада — это выдумка «кабинетных специалистов», поскольку как таковых свидетельств относительно славянской культуры довольно мало. Подробнее о том, почему сам славянизм может быть наполовину выдуманным современниками, мы уже писали в этой статье.
4. Осина
Считалось, что осиновый кол помогает избавиться от болезней, поэтому прут этого дерева нередко клали к изголовью больного. На осиновую ветку наговаривали заговоры и прикладывали к зубам, если они начинали болеть.
5. Бузина
Кроме того, бузина имеет свойство очень быстро разрастаться, в связи с чем она ассоциировалась с заброшенностью и запустением. В некоторых деревнях считалось, что если бузина растет во дворе, то дом скоро будет в упадке и запустеет. Помимо этого, бузина упоминается в некоторых проклятьях: «Чтоб в твоем очаге выросла бузина».
С другой стороны, такое отношение было не везде: болгары считали, что там, где растет бузина, можно рыть колодец — там точно есть вода. В Южной Славии, Боснии и на Балканах ветки бузины использовали в обрядах вызывания дождя.
Читай также:
«Живи, как железо»: 4 сакральных предмета в обрядах и ритуалах древних славян Славянское неоязычество: есть ли в родноверии место для расизма и национализма Колдовство по-славянски: чародеи и ведьмы в России
Свежие комментарии