Жрецы и шаманы: первые проводники в мир духов
Позже более развитые цивилизации: древнегреческая, египетская, японская — изобрели сложную систему мифологии, в которой мир поделился на «царство живых» и «царство мертвых». Люди продолжали поклоняться богам и добрым духам, проводить священные ритуалы, чтобы узнать о будущем, попросить богатства, верную любовь.
А вот жителей подземного царства люди боялись и старались избегать. Например, римляне прогоняли демонов и нечисть с помощью шума и неприятных запахов, устраивая для этого ритуальное торжество.
В японском фольклоре существовала сложная система божественных существ и демонов. Считалось, что не только люди и животные, но и каждое дерево, куст, камень или предмет имеют свою «душу».
Добрых духов обычно задабривали, а злых старались не тревожить.В Древнем Китае услугами шаманов часто пользовались императоры. Устойчивой религиозной системы в стране не было, поэтому божественными силами наделялись природные стихии. К духам обращались перед принятием важных государственных решений, передачей прав наследования или с просьбой о благоприятных условиях для урожая. Обычно жрецами становились женщины, так как идея плодородия и размножения ассоциировалась с женской природной энергией.
Жрицы и шаманки были приближенными императора, хорошо образованными, умели читать и писать. Чтобы войти в транс, использовали специальную музыку и ритуальные танцы. В этом состоянии шаманка задавала вопрос, записывая его с помощью бронзового молоточка на панцире черепахи или лопаточной кости барана. После этого духи природы открывали жрице свои тайны, и ее руки выводили ответ.
Фрукты, вино и черная овца: жертвоприношения
Одним из способов пообщаться с духами были жертвоприношения. Причем для того, чтобы провести ритуал, присутствие жреца или шамана было необязательно. Принести жертву мог любой желающий, поэтому часто такие практики устраивались на семейных и городских праздниках. Чтобы задобрить жителей потустороннего мира, люди преподносили им дары: фрукты, зерно, лепешки, вино. В особых случаях в жертву приносили животных: их либо полностью сжигали на костре, либо просто убивали, а затем устраивали пир. В этом случае духам доставались дым и душа животного, а людям — жареное мясо.
Например, в Древней Греции, чтобы задать вопрос умершему родственнику, проводили ритуал теней. Ночью в темной пещере разводили костер, приносили в жертву черную овцу. Согласно преданию, на запах крови слетались умершие души, тени которых отражались на каменных стенах. Задобренные духи готовы были поговорить с желающими.
Череп и кости: некромантия и черная магия
Иногда некроманты ограничивались приготовлением специальных смесей и зелий, без входа в транс. Применялись вполне нормальные ингредиенты: вино, пиво, дым подожженных трав, сера, мед. Но встречались и более необычные рецепты с добавлением фекалий медведя, куриных костей, змеиного жира и прочего. Также в практиках часто использовали череп животного или человека. Обычно для того, чтобы заточить духа внутри и обеспечить безопасный контакт.
Становление оккультизма и спиритизма
Позже, с развитием и закреплением религии на государственном уровне, магию и колдовство стали искоренять. Магические ритуалы запрещали, книги по зельям и заклинаниям сжигали, а колдунов и ведьм наказывали или публично казнили на костре.
В середине XIX — начале XX веков людям было сложно отказаться от веры в волшебство, желание поговорить с покойными предками никуда не делось. Это стало толчком к зарождению Спиритизма — учения на стыке религии и философии, основанного на вере в жизнь после смерти, которое дает возможность общаться с душами умерших через посредника с особым даром.
Основателем нового учения стал Яков Беме. Немецкий сапожник без образования увлекся мистикой и создал собственную философию, объединив «божественное познание» и философию. Теофилософия Беме быстро стала популярной: буржуазное население и интеллигенция зачитывались книгами псевдофилософа.
В середине XIX века подготовленная теоретическая база и лояльное расположение общества стали причиной расцвета спиритизма и оккультных практик. Решающим толчком стали новости о знаменитых американских сестрах Кейт, Маргарет и Лиа Фокс, которым в 1848 году впервые удалось вызвать духа. После этого популярность нового учения разлетелась по всей Америке, а позже просочилась в Европу и Россию.
Медиумы и экстрасенсы стали пользоваться почетом и уважением. Устраивались массовые лекции по спиритизму, публичные сеансы общения с духами, ритуалы призыва умерших предков и изгнания недобрых призраков. Практиковали также и экзорцизм, чтобы освободить тело несчастного человека от одержимости злым духом или демоном.
Медиумы стали появляться повсюду, разъезжать с представлениями по разным городам. Собирались огромные залы, где за несколько центов каждый желающий мог поприсутствовать на таинственном ритуале. Публика была в восторге, даже несмотря на последующие разоблачения и официальные заявления о мошенниках в газетах. Людям хотелось верить в существование потустороннего мира: разумные доводы и научные объяснения они просто игнорировали, продолжая посещать яркие спиритические шоу.
Экстрасенсы всеми силами старались задобрить сторонников, жаждущих незабываемых впечатлений. Некоторые спиритисты входили в транс и отвечали на вопросы из зала, предварительно запросив ответ у духа. Или разыгрывали одержимость призраком, изображая конвульсии и закатывая глаза. Другие демонстрировали «проказы призраков»: музыкальные инструменты внезапно начинали играть сами по себе, в воздухе показывались белые руки, протянутые из темноты. Звучали потусторонние крики, шумы, голоса, раздавались вспышки света, взрывы, или сцена вдруг наполнялась дымом.
К таким сеансам обычно готовились заранее и с особой тщательностью. Засланные в город разведчики собирали местные сплетни, новости, узнавали о происшествиях. Часто в зале присутствовали актеры, изображавшие скептически настроенных ученых, пришедших разоблачить афериста.
Когда настоящие ученые пытались вывести мошенника на чистую воду, не все медиумы на это соглашались. А если и позволяли себя проверить, то оправдывались тем, что дух в этот день оказался капризным и не пожелал войти в контакт.
Гипноз
Гипнотизеры работали как самостоятельно, так и в тандеме с медиумами, помогая им войти в транс. Так, в 1843 году в Нью-Йорке выходец из рабочей семьи Эндрю Дэвис и иллюзионист Уильям Ливингстон объединились в союз. Под действием гипноза Ливингстона Дэвис предсказывал болезни, выдавал четкие прогнозы ближайшего будущего, а также сыпал идеями из области физики, химии и биологии. При этом образования Дэвис нигде не получал, что усиливало интерес ученых и простых слушателей к его персоне.
Психография: темная комната, белая скатерть и доска Уиджи
Наиболее популярными среди богатой аристократии и интеллигенции стали сеансы Психографии — общения с призраком при помощи доски Уиджи. Ритуал можно было проводить самостоятельно или пригласить медиума. Для этого нужен стол любой формы, накрытый белой тканью, стулья, расставленные вокруг. А также свечи, бумага, карандаши и специальная доска. Ее можно изготовить из обычного картона, нанеся по кругу буквы алфавита. В центр доски ставилось блюдце с водой и стрелка, обычно из черной бумаги или дерева. Ритуал следовало проводить ночью, идеальное время — полночь.
Особое внимание уделяли подбору участников. Кроме медиума, на сеансе могли находиться только люди от 20 до 40 лет, дети не допускались. Люди, участвующие в ритуале, должны были быть проверенными, а принятие нового члена в круг строго обсуждалось с экстрасенсом и организатором. Присутствие новичка могло вызвать неодобрение у призрака и навести беду.
Техника ритуала простая: медиум выходит на связь в душой умершего, затем участники кладут руки на стрелку в центре доски Уиджи. Когда желающие задают вопросы, стрелка начинает двигаться, указывая на нужные буквы, которые складываются в ответ.
Естественно, не один сеанс не обходился без обязательных атрибутов: потусторонних стонов, левитирующих предметов, таинственной музыки и вспышек света.
Фотографии и личные вещи покойника
Особое впечатление на неискушенных зрителей производили фотографии самих призраков: нечеткие тени, размытые очертания силуэтов наводили ужас и восхищение. Разумеется, сообразительные медиумы подделывали фото, но никто не задавался этим вопросом: люди жаждали мистики и продолжали верить в нее.
В некоторых случаях, чтобы поговорить с умершим родственником, спиритист использовал личную вещь покойного. Считалось, что такие предметы надолго сохраняют энергетику и дух человека. Открывая портал в потусторонний мир, медиум беспокоил призрака. Чтобы его задобрить, необходимо было принести жертву, например, каплю крови. После этого доброжелательно настроенный призрак был готов раскрыть семейные тайны.
Причины успеха «новой религии»
Почему же люди так охотно верили в существование мистического мира? Это можно объяснить рядом причин. Теория материализма, выдвинутая в 1859 году, перевернула представление о происхождении всего земного, а это пошатнуло позиции религии. Многомиллионные потери после Первой мировой войны, стремительный рост науки и технический прогресс привели к тому, что традиционный уклад жизни стал резко меняться. Людям не хватало веры в чудо и духовной опоры.
Спиритизм привлекал тем, что предлагал собственный взгляд на мироздание. Понятие ада в нем не существовало, а значит, после смерти каждый попадал в одинаковые условия. К тому же, в отличие от религиозных обещаний рая, мистические события можно было наблюдать, практиковать и проверять. А значит, и поверить в их существование было намного проще.
Однако популярность спиритизма в просвещенных кругах Запада и Европы стала угасать к середине XX века. Сеансы по вызову духов стали носить развлекательный характер. И потребность прикоснуться к потустороннему постепенно сдала позиции.
Свежие комментарии