Что такое демонстративное потребление
Демонстративное потребление, согласно теории ученого, — это потребность потреблять товары и демонстрировать свое имущество, чтобы показать свое классовое превосходство. По мнению Веблена, демонстративное потребление восходит к древним временам, когда вожаки племени старались выделиться из общей массы и окружить себя элитарными объектами, соответствующими их статусу.
И хотя ближе в современном мире объекты роскоши изменились, потребность демонстрировать принадлежность к более высокому социальному классу никуда не исчезла. Сегодня она трансформировалась и приобрела новые формы, однако ее суть мало в чем изменилась.
Причины демонстративного потребления
Это не только демонстрация статуса, но и способ сказать в этом мире: «Я есть».
Более подробно о теме потребления и его роли в эпохе постмодерна мы говорим в этой статье.Уже в начале XX века социологи рассуждали о прямой связи между положением человека в обществе и материальными благами, которыми он владеет. Деньги — это олицетворение чести и достоинства человека в современной системе. А потребление предметов роскоши — это возможность продемонстрировать себя с лучшей стороны.
При демонстративном потреблении приобретаются предметы, которые не несут особой практической пользы. Такого рода покупки нужны для того, чтобы продемонстрировать миру свою ценность и оправдать социальные ожидания других людей.
Потребность в соревновании
А другие ученые уверены, что именно ощущение незащищенности толкает людей к демонстративному потреблению. Поскольку философия демонстративного потребления, транслируемая в том числе крупными корпорациями, выгодна многим участникам рынка, она постепенно въедается в культуру и становится ее неотъемлемой частью. Потребление предметов роскоши помогает самоутверждаться, поддерживать необходимый имидж и скрывать страхи и неуверенность.
Люди хотят, чтобы их имя ассоциировалось с названиями потребляемых люксовых брендов. Это помогает им поддерживать позитивный образ себя.
Влияние массовой культуры
Демонстративное потребление тесно связано с выстраиванием образа внешнего «Я», имиджа человека, а также местом, которое он занимает или хочет занимать в обществе. Погоня идет за тем, чтобы улучшить свой образ в глазах других, а не чтобы закрывать свои личные потребности. По крайней мере, так рассуждал Веблен.
Как нам продают предметы роскоши с помощью маркетинга
Покупки сегодня, особенно если они не относятся к предметам первой необходимости, помогают человеку почувствовать себя лучше, самоутвердиться, поднять самооценку. Как мы уже сказали, покупка предметов роскоши связана с потребностью в признании достижений человека со стороны социума. Именно поэтому маркетинговые стратегии строятся вокруг того, чтобы дарить потребителям положительные эмоции, возможность почувствовать себя частью привилегированного слоя общества.
Можно ли бороться с демонстративным потреблением
А для того, чтобы изменить ценности человека, а также его потребности, требуется колоссальное количество усилий, причем основанное на сотрудничестве множества корпораций. И пока подобные изменения не будут выгодны экономически, ждать их не стоит.
Читай также:
Поколение Z или дети «ТикТока»: чем может обернуться бездумное потребление контента Общество потребления: что не так в современном отношении к вещам Как нанотуризм борется с философией потребления
Свежие комментарии