Кажется, что селфи сейчас повсюду: политические личности, звезды и обыватели каждый день выкладывают свои фотографии в истории и публикации. За последнее десятилетие «фотографирование себя» стало основой популярной культуры. Royal Cheese рассказывает, как мы выбираем ракурсы и зачем это делаем.
Так мы начали фоткать себя
Впервые хэштег #selfie появился в 2004 году, но стал вирусным с выпуском iPhone 4 в 2010. Три года спустя Оксфордский словарь официально назвал «селфи» словом года.
Художники и фотографы достаточно быстро восприняли нововведение как новый материал или сюжет для творческого самовыражения. Например, селфи было отличным дополнением выставки Райана МакГинли под названием «С детьми все в порядке». На фотографиях он запечатлел молодых людей вне времени или культурной идентичности: они ходят голыми, бегают, прыгают вместе с дикими животными. Многие отшатнулись от неоднозначной тематики, а другие оценили его резкость и грубость. Помимо тех фото, которые не прошли цензуру, фотограф повернул фотоаппарат на себя и сделал снимок. Селфи задумывалось как личное и интимное завершение темы.
Сейчас мы используем такое фотографирование для разных целей: от социальных до профессиональных. Согласно данным опроса 2018 года, 82% взрослых моложе 34 лет разместили хотя бы одно селфи в социальных сетях, и это только в Америке. Естественно, растущая популярность, огромный охват и заинтересованность не могли пройти мимо когнитивных наук. Так стали появляться исследования природы селфи, а в прошлом году Алекссандро Соранцо изучил способы того, как люди делают фотографии, углы обзора камеры и выбор ракурса.
Причем здесь ракурс и восприятие
В исторической западной портретной живописи художники предпочитали изображать левую часть лица своих моделей, особенно это касалось женщин. Возможно, именно это объясняет исследование 2017 года, в ходе которого выяснилось, что люди чаще всего склонны наклонять телефон под таким углом, чтобы фотографировать себя со стороны левой щеки. Также было обнаружено, что женщины чаще всего делают селфи сверху, а мужчины — снизу. Различия в положении камеры не только создают разные виды фотографии, но и имеют свой конкретный смысл.
Не просто так в различных руководствах «как сделать селфи» (да, такие тоже есть) подчеркивается, что фотографирование лица под углом и сверху помогает выглядеть лучше. Это подтвердили исследователи, изучив базу Tinder и проведя опрос. Они определили, что мужчины делают фото снизу, чтобы казаться выше и, следовательно, более мужественными. А женщины добиваются противоположного эффекта, фотографируясь сверху.
Пытаясь объяснить, почему исторически художники предпочитают левую сторону лица, исследователи опирались на то, был ли живописец правшой или левшой, где сидел по отношению к натурщику, и существовало ли в действительности некое превосходство левого визуального поля. Другими словами, мог ли нарисованный профиль таким образом легче восприниматься.
Однако в селфи левши и правши демонстрировали одинаковый левосторонний уклон, поэтому здесь дело не в удобстве. Возможно, такое преобладание объясняется тем, что мы инстинктивно знаем, что левая сторона — рабочая, и это заложено генетической привычкой.
Относительно современная работа ученых, возможно, дает более ясную и объективную причину, почему так происходит. Левая сторона находится под контролем правого полушария мозга, которое отвечает за передачу эмоций, поэтому она воспринимается более выразительной.
Конечно, выбор ракурса, выбор одного снимка из ста и публикация селфи — это в первую очередь привлечение внимания окружающих к тому, как мы выглядим. Но является ли это синдромом нарциссической селфи-культуры?
Я (не) люблю себя
Селфи не предназначены для конкретного пола или возраста, сейчас их снимают как молодые парни и девушки, так и люди в возрасте. Однако именно женщины появляются на большем количестве фотографий в социальных сетях, и именно они чаще всего недовольны тем, что видят.
Проблема недовольства собственной внешностью сопровождает женщин десятилетиями. Это, скорее всего, связано с тем, что их постоянно судят и сравнивают с признанными идеалами красоты. На этом фоне селфи стали повседневной рутиной, а учитывая социальное давление, легко предположить, что огромное количество фильтров и ретуши — это просто «исправление» того, что девушкам не нравится в себе.
Хотя девушки, а иногда и парни действительно много сил вкладывают в создание хорошего снимка, все же сегодня селфи — это нечто большее, чем попытка показать «улучшенную» версию себя. Идеальная внешность — не единственная цель хорошего селфи. Это самая настоящая форма социального взаимодействия. Девушки сообщают, что порой фотографии, которые были отобраны для публикации в «Инстаграм», выражали что-то подлинное, «настоящее» об их личности. Это особенно распространено сейчас, когда тег #nofilter все больше набирает популярность. Размещение слишком «хороших» фотографий с использованием фильтров или ретуши сегодня — это просто имитация идеального внешнего вида.
По сути, Интернет перестал являться анонимным местом, именно поэтому некоторые могут рисковать своей репутацией, если на фотографии выглядят неаутентично или фальшиво. На некоторых публичных личностей нередко обрушивается волна осуждения и негатива за ретушированные фотографии.
Селфи — форма самораскрытия. Речь идет не только о том, чтобы кто-то показывал себя, как это делают автопортреты, но и о способе раскрытия личной информации в «диалоге». Как пишет музейный обозреватель: «селфи становятся частью общения». В конечном итоге они играют большую роль в формировании уровней одобрения, которые могут быть достигнуты в онлайне.
Свежие комментарии