Романтизируя общепит
Время шло, учеба в университете казалась скучной тратой времени. Тогда пришла идея: раз уж я большую часть времени провожу в кофейне, почему бы не получать за это деньги и весело проводить время.
Некое рабство
Менеджер пользовался привилегиями «дружбы», манипулировал и нагружал лишней работой практически всех. Рабочее пространство постепенно превратилось в «место обитания», так как каждый из нас практически не вылезал оттуда. Прежде всего, это не позволяло уменьшить количество смен, с другой стороны, выходные мы тоже проводили там, но только общались и пили кофе, в основном бесплатно. Это было, пожалуй, лучшим временем «работы».
С первой смены я познала то, что называется «потоком», это когда гости не прекращают идти в течение нескольких часов. Конечно, неопытному работнику справляться с этим очень тяжело как физически, так и эмоционально. Изначально рабочий день должен был длиться не больше 12-15 часов (стандарт общепита), но из-за нехватки кадров и вечных стажеров, которые приходили и уходили, она достигала 18 часов плюс час-полтора, чтобы закрыть кофейню. Нехватка сна и отвратительное питание шли бонусом к чрезвычайно маленькой зарплате и большому количеству обязанностей. Первое время я действительно получала удовольствие от работы, от темпа и энергии, осознание всего ужаса ситуации пришло намного позже. Я столкнулась с полной зависимостью от работы.
«Рабство» в общепите не нужно понимать буквально. Когда человек приходит работать, он проходит стажировку, которая чаще всего не оплачивается. Он находится в состоянии предвкушения первого заработка, а все минусы и нюансы работы еще не успели себя проявить. Как только приходит осознание того, что работа не только далека от идеала, но и приносит страдания и сильные эмоциональные переживания, уйти уже достаточно сложно, поскольку за ними приходит необходимость поиска нового места и неопределенное время без финансовых средств. Есть также второй вид зависимости, с которым столкнулась я, когда работник действительно любит свое дело, но симпатия не распространяется на сами условия и, конечно, пренебрежительное отношение начальства. Кроме того, нет никаких гарантий, что в следующем месте будет царить та же самая атмосфера. Однако поменять род деятельности вовсе — сложно, ведь привычка остается, а выход из зоны комфорта может показаться чем-то страшным. Так, я оставалась за баром в течение трех лет, менялась только локация.
Нужно сказать, что можно встретить действительно заботливое начальство и хороший коллектив. Но один момент будет неизменным — пренебрежение свободным временем, то есть тем, за которое тебе не платят. Нудные неоплачиваемые собрания, генеральные уборки, продолжающиеся до поздней ночи или с раннего утра — обязательные условия и обязанности, которые не вознаграждаются даже словом «спасибо». Конечно, кофейня для владельца — цель и смысл жизни, ту же самую позицию требуют и от работника, но «подкрепляют» мотивацию низкой оплатой: в среднем зарплата рядового бариста не больше 25-27 тысяч.
Стигма обслуживающего персонала
Было много разных случаев и небольших стычек, но больше всего мне запомнилась ситуация, когда девушка на несколько лет младше меня не только не поздоровалась и швырнула деньги, но и в конце устроила большой скандал, включающий критику моей работы, из-за того, что напиток не был подан моментально. Конечно, грубить в ответ мы не имеем права, приходится сохранять улыбку и доброжелательность вне зависимости от того, что именно говорит гость, но иногда слова могут быть действительно оскорбительными.
Негативных воспоминаний сохранилось намного больше, чем положительных. Но сказать, что опыт был напрасным — неверно. Именно благодаря этой работе я научилась поддерживать разговор с людьми даже тогда, когда этого не хочется, но необходимо, я научилась заводить новые знакомства, да и в целом выбралась из собственной «раковины». Однако самое приятное, что остается со мной до сих пор — это обретенные друзья, а также умение сделать себе по-настоящему вкусный кофе без чьей-либо помощи.
Свежие комментарии